22:06
Информационная компетентность участников образовательной деятельности на примере дополнительного образования

Современный этап развития человеческого общества характеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации, появлением высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики, политики, науки, образования.

В нормативных документах РФ в области образования задачам информатизации уделяется большое значение. Освоение педагогами новой техники — это не только знакомство с новыми информационными технологиями (ИТ), но и умение грамотно их использовать в своей профессиональной деятельности.

Информационная компетентность учителя формируется на этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средства обучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости.

В нашем Доме Детского Творчества был проведен Мониторинг среди всех педагогов дополнительного образования. По результатам было выявлено, что практически все прошедшие опрос имеют сложности с технической и информационной грамотностью.

В связи с этим было решено провести обучающий семинар по теме «Захват изображений и видео с экрана компьютера». Целью урока было повысить квалификацию педагогов в сфере ИКТ. Задачи стояли следующие:  научить педагогов самостоятельно уметь захватывать изображения  и видео с экрана компьютера и объяснить, где скачивать необходимые программы и как их устанавливать. А также повысить интерес к возможностям современных технологий. Данные знания и умения способны помочь педагогу для упростить и ускорить процесс своей  работы во многих аспектах.

Семинар состоял из следующих основных частей:

1. вводной,  где приветствовались участники и была обозначена тема.

2. подготовительной части, в которой объяснялась суть, принцип работы и важность знаний в данной области;

3. основной части, разделенной на два блока: наглядной демонстрации и практической работы;

4. заключительной части, на которой участниками семинара задавались вопросы, возникшие в процессе, и были подведены итоги.

По окончании семинара был проведен анализ и выявлены следующие проблемы:

1. Не знание многих современных технических терминов и аббревиатур. Например: браузер, интерфейс, ПО, ОС, ПК;

2. Многие терялись при практической работе из-за местоположения тех или иных названных папок, элементов, файлов. Например: когда я попросила запустить программу Microsoft Office Word, педагоги, привыкшие открывать данные файлы у себя на компьютере, не могли найти их на предоставленных им для работы ПК;

3. В процессе работы, как было понятно из предыдущей проблемы, была также задействована программа Microsoft Office Word. И, не смотря на то, что всем это ПО знакомо и более того часто используется, было понятно, что многие возможности данной программы педагогами были не до конца изучены, а некоторые просто им не известны;

4. Мало кто был знаком с понятием «Горячие клавиши», какие стандартные сочетания клавиш существуют и для чего они нужны, хотя они значительно упрощают работу за ПК;

5.  И последнее, отсутствие свободного времени для повышения ИКТ компетентности. Несколько человек опоздали на семинар, один вообще не смог прийти, а в конце семинара некоторые участники спешили и ушли на заключительной части, не успев задать интересующие их вопросы.

Для решения данных проблем были разработаны следующие решения:

1. Провести опрос педагогов и выяснить, какими ПО они чаще всего пользуются и хотели бы пользоваться;

1. Разработать и провести курс обучающих семинаров, охватывающих основные возможности любого ПК и часто используемые в работе педагогом ПО;

2. Записать обучающие видео по данному курсу, чтобы те педагоги, у которых не было возможности посетить семинар, смогли изучить пройденный материал в свободное время;

3. Разработать и распечатать раздаточный материал, где будем коротко и ясно отображена информация, чтобы педагог не отвлекался на записи во время занятия и имел в любой момент доступ к пройденному.

Современный учитель, педагог и даже воспитатель должен быть компетентен в современных информационных технологиях. Формирование ИК является важной составляющей профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе, целенаправленно и системно развивать ученика.

Просмотров: 147 | Добавил: Riversoul | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 0
avatar